Человек
никогда не устанет восхищаться. Очередным
поводом восхититься нас порадовал Николай
Цуканов, пригласивший в галерею «Елисаветград»
Николая Гроха, неподражаемого акварелиста,
народного художника Украины.
Выставка работ мастера
продлится до 15 октября. Смотреть на полотна
художника можно бесконечно – настолько они
необычны и прекрасны. Так же бесконечно можно
слушать этого мудрого человека.
- Николай Никифорович, в вашей жизни были
загадочные, мистические истории?
- Были, конечно. Вот одна из недавних. Я, как и
любой другой художник, один работаю в мастерской.
Писал я натюрморт. У меня есть подаренные куклы, я
их разместил на стеклянном кубе, некогда бывшем
аквариумом. И вдруг я вижу на стекле отражение
глаза и понимаю, что это глаз моей покойной
бабушки, и я его написал. А за двадцать дней до
этого умер мой отец, сын бабушки. Чем не мистика?
Сижу я, думаю, рассуждаю, и вдруг за моей спиной
раздается пистолетный выстрел. Я замер, боюсь
повернуться. Пошел исследовать мастерскую.
Оказалось, засохший на стенках металлической
мисочки столярный клей отлип с оглушительным
звуком. Много такого случалось.
- Вы говорите, что используете в работе кривые
зеркала. С зеркалами вообще много мистики
связано.
- Это не совсем зеркала. Это зеркальная пленка –
серебристая или золотистая. Я делаю из нее фон и
низ, натюрморт в ней отражается. Поскольку пленка
не совсем ровная, она образовывает другие формы,
которые интереснее предмета, который ты пишешь.
Я случайно открыл для себя этот эффект. Во
времена, когда туго было с рамами для картин, мы
клеили на них эту пленку. Как-то я положил рулон,
он раскрутился. У меня есть рубашка из лоскутков,
которую мне жена пошила. Я бросил рубаху на рулон,
и она так заиграла в отражении! Сам предмет уже
скучный, он статичный. Я начал писать, усложнять.
Когда уставал писать, делал фотосессии. Это для
меня как записная книжка, потому что я помню
воздух. Чужая фотография для меня мертвая, а по
своим я вспоминаю ситуацию, запахи, эмоции.
Вообще природную красоту не переплюнешь. Как бы
ты ни старался, какую бы высокую планку ни ставил,
а то, как свет проходит через нежнейшие
лепесточки ирисов, это непостижимо и недостижимо.
Как свет преломляется, играет. Я пишу ирис. Этот
цветок живет недолго. Он доверчиво перед тобой
раскрывается, обнажается, как при очень большом
доверии. Дунь на него, он поломается – такая
нежность. И вместе с тем невероятная цветная
нюансировка. Потом он начинает складываться,
кормить куколку, и перед тобой вторая жизнь.
Когда ты это наблюдаешь, думаешь: Господи, это так
похоже на человеческую жизнь.
- Почему не всем дано видеть игру красок,
прохождение света сквозь лепестки?
- Потому что мы разные. Мне не дано разобраться в
мобильнике. Не дано, и я не хочу. Не хочу окунаться
в Интернет, потому что я потеряю свою линию,
сосредоточение на своем деле. Я говорю своим
ученикам: вы стоите в определенной точке и видите
перед собой другую точку – то, чего хотите
достичь. На пути к этой точке вы познаете,
расширяете сознание. Когда дошли до середины, в
зрелости, должна прийти мысль, что не стоит
распыляться, надо сосредоточиться на основном.
Вы продолжаете движение с определенным багажом,
опытом, лишнее отсекается. Если представить это
схематически, получается ромб.
- Пользоваться мобильником можно научить любого,
а замечать красоту окружающего мира – далеко не
каждого.
- Понимаете, талантливого человека Боженька
поцеловал в лобик. А дальше нужно развивать свой
талант, попав в благоприятные условия. Приведу
пример. Вы, наверное, знаете художника Пояркова.
Когда-то он заявил, что является лучшим
художником-графиком Украины. А я не помню его
работ, не видел их на выставках. Потом он уехал в
Америку, вешал там лапшу на уши, делал какие-то
мистические иллюстрации, фотографировался с
известными актерами и продавал им свои работы.
Приехал сюда, из кепки не вылазит, ходит по
Верховной Раде, проявляет свою эпатажность. И
есть художник Ерко, работающий в издательстве «А-ба-ба-га-ла-ма-га».
Он член Союза художников и даже не дал свою
фотографию для словаря художников Украины.
Званий ему не надо, при этом человек творит
блестящие вещи. Сверхскромный Ерко – это
«Мерседес», а Поярков – «Запорожец». Вот и
решайте, кого Боженька поцеловал.
- Каково быть одним из лучших акварелистов?
- Мне приятно. У меня есть книга, которую я на
выставках оставляю для отзывов. Там такие записи!
«Ты наш Врубель», «ты Моцарт акварели»… Особенно
женщины пишут восторженно. Есть сообщества,
которые влюблены в ирис, культивируют его,
выращивают по науке. И я своими изображениями
ириса капнул на женскую душу, за что получаю
восторженные отзывы. Я в таком возрасте, что
спокойно к этому отношусь, хотя, взяв планку,
хочется быть на уровне.
В нашей жизни, в прессе столько негатива, и на
этом зарабатывают. На фоне этого хочется дать
людям какой-то позитив. Я в киевском Доме
художников открыл выставку, которая называется
«Война и мир». Война – не иллюстрации. Я считаю,
что сейчас иллюстрировать войну рано. Сейчас
нужна очень большая правда, и вся фальшь будет
восприниматься агрессивно, и ты не имеешь права
показывать неправду. А для большой, философской
правды еще не пришло время. Война в моей выставке
– большое зло, от которого страдают простые люди.
Самая большая работа на эту тему – «Окно на
Грушевского», где шли бои. Я люблю изображать
кукол, и на этой картине – окно, мои любимые куклы
и пламя.
Еще там есть работы на тему Голодомора. Я вырос и
воспитался, слушая радио. Как-то в середине
восьмидесятых по радио читали книгу Конквеста о
Голодоморе. С восьмидесятого года передо мной
всегда открыт альбом с мелованной бумагой. Там
даже авторучкой в маленьких размерах можно
делать интересные рисуночки. Я там чиркал
эскизики размером два на два сантиметра или два
на три. И на тему голода в том числе. Одну работу я
попросил сына увеличить на компьютере до размера
А4. Я увидел совсем новое качество работы. Ты не
считаешь, сколько там пальцев, а ищешь мысль. Я с
большим удовольствием повторил эти рисунки
через световой стол. Некоторые даже увеличил до А1.
Совсем новое качество.
А мир у меня – натюрморты и пейзажи. Я их повезу в
клинику Амосова. Мы там сделали выставочный зал,
подарили сорок детских работ, сорок репродукций
мирового искусства. Эта идея принадлежит
профессору, который меня оперировал.
Я редко подписываю свои работы. Каждый зритель
должен иметь счастье почувствовать себя
соавтором – попадет с тобой в резонанс или нет.
Если попал – для него счастье: он намыслит больше,
нежели ты придумал. Даже если работа
незаконченная, зритель мысленно ее завершит. В
этом кайф. А когда четко все изображено да еще и
подписано, уже неинтересно.
- Сказали, что вы впервые в нашем городе и
поражены его историей.
- Да, впервые. И да, поражен. Ну, театральная
столица – заслуга невероятная. Винниченко.
Оссовский само собой – мой коллега, помню его по
Москве. Осмеркин. Прошелся по центру города –
очень напоминает Львов. Ваш город уютный, мне
приятно здесь выставляться. Если все будет
нормально, через год я готов дать новую выставку,
если буду жив-здоров, потому что я под расписку
ушел из больницы, чтобы приехать сюда.
- Будьте живы и здоровы. И обещайте, что через год
встретимся.
- Обещаю: встретимся! |