Публикации

Анатолий Кривохижа: «Бог людей на бис не собирает»


Накануне девяностолетнего юбилея гениального Анатолия Кривохижи, создателя и руководителя легендарного заслуженного самодеятельного ансамбля народного танца Украины «Ятрань», народного артиста Украины, почетного гражданина Кировограда, состоялась его встреча с учениками и почитателями таланта. Было тепло и трогательно.

p15-26_1.jpg (55622 bytes)

Инициатором и организатором был Николай Цуканов, который предоставил для встречи свою галерею «Елисаветград». Анатолий Михайлович волновался, чтобы все прошло достойно, но его волнение было напрасным: у него потрясающая память, говорил откровенно и искренне.

К присутствующим мастер обращался, как, наверное, к своим танцорам, – «ребята». Боялся сбиться, что-то упустить, просил задавать уточняющие вопросы. Но всем было понятно то, что он пытался донести.

Его воспоминания очень важны для всех нас, как важна история. История «Ятрани» – это учебник по хореографии. Уникальность коллектива, его успеха Анатолий Михайлович объясняет счастливым стечением обстоятельств. В связи с этим он вспомнил событие, произошедшее в 1970 году: «Все мы молодцы, все сделали доброе дело. Я хочу объяснить одну вещь. В 70-м году в Кировограде проходил съезд Союза писателей Украины. Вечером они посмотрели программу “Ятрани”. На ужине выступил Виталий Коротич, который сказал: “Кировоград по своим возможностям не лучший город в Украине, но почему-то именно здесь собрались люди, которые дали нации культуру, театр. А то, что мы увидели в «Ятрани», удивляет и волнует. Мне кажется, что здесь какой-то особенный климат”».

«Благодаря этому климату состоялись эпохи, – продолжил Анатолий Михайлович – Эпоха корифеев театра. Эпоха Николая Анкудинова. Наверное, с него все началось. Я не мог пойти к нему в коллектив, потому что отец был категорически против. Пережив Голодомор, он хотел, чтобы я выбрал профессию, которая давала бы хлеб. Но сложилось по-другому.

Анкудинов – это была эпоха. После его смерти лет десять здесь вообще ничего не было. Когда я вернулся из Омска в Кировоград, началась работа. В спектаклях театра родился украинский народно-сценический танец. Все это обусловило развитие танца. Изголодавшись по тому, что было, все мне очень здорово помогали. И эти люди тоже были даны Богом».

Мастер критично отозвался о присвоении Кировограду статуса танцевальной столицы после победы на «Майдан’Sе», и он имеет на это полное право: «Лещенко сделал постановку, и вдруг Кировоград объявили столицей танца. На следующий год столицей стал Кривой Рог. Это несолидно. Борис Шарварко после одного из концертов сказал, что он не удивлен тому, что “Ятрань” так здорово выступил, потому что он из столицы танца. У него спросили, а как же Киев? Он сказал, что туда все это пришло из Елисаветграда, когда Садовский перешел в киевский театр».

Анатолий Кривохижа рассказал о том, как в коллективе произошел творческий перелом, когда родился тот ансамбль, которому рукоплескал мир: «Мы поехали на международный конкурс народного танца в Кишинев. Нам достали билеты в театр Чехова, где проходил конкурс заграничных коллективов. В первом отделении были чехи, поляки – пожилые люди, которые что-то пели, танцевали. А во втором отделении выступал коллектив белградского университета. Как только мы начали его смотреть, отнялась речь. Когда я наблюдаю высокое искусство, у меня подходит комок к горлу, и мне тяжело дышать. Все постановки были идеально завершенными. Когда смотришь на их костюмы после подкладочной ткани, из которой были наши… А их домотканые материалы дышали правдой. Режиссура, свет… Мы вышли после концерта, стояли и молчали. Кто-то курил. Не о чем было говорить. Я думал: «Боже мой, сколько я морочил голову начальству, сколько я мучил коллектив. Оказалось, мы гребли не в ту сторону. Не в трюках дело. На сцене должен быть актер. Я дня три приходил в себя. И тогда пришло то самое решение».

Анатолий Михайлович ездил в другие области собирать фольклор, а потом предложил руководству организовать «фольклор с доставкой на дом». Приезжали хореографы из других регионов, показывали движения и танцы, все это снимали на видео, а потом разучивали. Кривохижа ездил в институт фольклора и этнографии, приглашал людей из театра. Хотел наверстать то, что было упущено. И у него получилось.

Все это оценили в Америке. После сногсшибательного выступления наших ятранцев в Америке в газете «Нью-Йорк таймс» была опубликована статья, в которой было написано: «Если сравнивать ансамбль “Ятрань” с коллективами Вирского и Моисеева, программа “Ятрани” более естественная, натуральная, а потому лучшая». Это не всем нравилось. Ситуация осложнилась, и в течение восьми-девяти лет коллектив никуда не выезжал. И только благодаря тому, что надо было делать сводные коллективы, снова стали потихоньку подниматься. Но той инерции больше не было.

Анатолий Михайлович обещает написать статью под названием «О том, что было, о том, что могло быть, и о том, чего нет и никогда не будет». Он говорит, что «Бог на бис не собирает людей, которые могут что-то сделать». Значит, «Ятрань» остался в истории…

Ученик Кривохижи Анатолий Коротков сообщил, что в день рождения Учителя в театре Кропивницкого состоится большой концерт, где выступят все хореографические коллективы города и области. А Николай Барабуля предложил подумать и поработать над тем, чтобы в Кировограде появилась скульптурная композиция, увековечивающая незабвенный ансамбль «Ятрань».

Елена Никитина


"Украина-Центр", 11.11.2015