Выставка,
которой кировоградцев порадовала галерея
«Елисаветград», называется «Февральский
прорыв». Прорыв стал настоящим взрывом –
впечатлений, красок, эмоций.
Свои картины (совсем свежие, последних трех
лет) представил молодой художник из Харькова
Ленур Велиляев.
Справка «УЦ»:
Ленур Велиляев родился 4 июня 1987 года. Живёт и
работает в г.Харьков. Окончил евпаторийскую
художественную школу, затем крымское
художественное училище им. Н.С.Самокиша,
отделение «Живопись», и харьковскую
художественную академию дизайна и искусств, по
специальности «станковая живопись». Принимает
участие во всевозможных выставках. Работы
хранятся в частных коллекциях, музеях, галереях
Украины и за рубежом (Россия, США, Швейцария,
Франция, Англия, Черногория, Иордания,
Узбекистан).
Работы художника
представлены не на суд посетителей выставки, а
ради заряда позитивной энергетикой, которой
насыщены полотна так же щедро, как красками.
Стены галереи, кажется, еще никогда не были
такими теплыми и так эмоционально согретыми.
Поначалу не понимаешь, за счет чего достигается
такой эффект. Ну не краски же, хотя на картинах не
так много полутонов, в основном – ярко
выраженные «масляные настроения». Все
становится понятным после того, как узнаешь об
авторе, видишь его и общаешься с ним.
Благодаря Николаю Цуканову «УЦ» удалось взять у
Ленура эксклюзивное интервью. Как только он
заговорил, сразу стали понятными его слова,
написанные на персональной страничке художника:
«Вдохновение, яркие краски, цвета и формы, ритм и
гармония, окружающая меня среда, разнообразие
пейзажей, музыка, характер, эмоциональный
всплеск, экспрессия, импульсивность, восхищение
этим Миром…» Каждое из этих определений
характеризует живописца. В интервью он раскрылся
еще больше.
– Ленур, всегда интересно узнавать, с чего все
началось. Когда пришло осознание, что вы –
художник, что жизнь посвятите живописи?
– Скорее всего, ближе к окончанию училища. Тогда
пришло серьезное осознание того, что я хочу стать
художником, живописцем, зарабатывать этим на
хлеб. А начинал я с художественной школы. Мой папа
– архитектор, и, наверное, в силу этого я, можно
сказать, пошел по его стопам. Дома всегда были
краски, я что-то рисовал, калякал.
После окончания художественной школы встал
вопрос: доучиваться в школе или идти в
художественное училище? Подумал: почему бы не
выбрать училище? В науке я себя не вижу, да и
интереса нет, а рисовать могу. Но тогда я еще не
был уверен, что буду живописцем. Была идея стать
дизайнером. В то время это слово, профессия была
довольно популярной. И я думал, что настала эра
дизайна, что это перспективно.
Видимо, от судьбы не уйдешь, и она направляет
тебя, куда нужно. В училище я поступал именно на
дизайнера. Рисунки, живопись я сдал хорошо, а
композицию завалил, потому что сильно
заморочился с орнаментом и не успел завершить. На
дизайн был большой конкурс, и я не проходил. А на
живопись был недобор. Один из преподавателей,
случайно услышавший мой разговор с близкими по
этому поводу, предложил пойти на живопись, а со
временем перевестись на дизайн, если мне этого
так хочется. С таким условием я и поступил, хотя
особого желания заниматься живописью не было.
Мне казалось, что я в художественной школе уже
нарисовался.
После первого курса я понял, что попал куда надо.
Об этом говорило все: атмосфера, окружение, сама
специфика обучения, когда ты ходишь с ребятами
писать этюды или в походы с этюдниками. Я подумал,
что в этом нахожу свободу, и понял, куда мне идти.
Так и иду. Когда я приехал в Харьков поступать в
художественную академию, тоже задумался о
дизайнерстве. Там было много факультетов –
промышленный дизайн, дизайн мебели, одежды,
компьютерный. Было желание проявить себя в
другом виде творчества. Подумал: почему бы не
заняться дизайном мебели? Но в приемной комиссии,
когда я показал свои училищные работы, мне
сказали: никакого промышленного дизайна! Иди на
живопись! Я после этого еще бросил монетку (я верю
в судьбу). Выпала живопись. Сейчас я точно знаю,
что это мое призвание.
– Для того, чтобы быть художником, не достаточно
ли только таланта? Обязательно надо учиться? Что
дает специальное образование?
– Иметь талант – это достаточно полноценно, но
учеба, образование дают понимание жизни, как ты
адаптируешься, сосуществуешь со всем остальным.
Если говорить о технике, то был момент, когда я
впервые попробовал рисовать масляными красками.
Конечно же, тогда ни о какой технике, ни о каком
стиле не могло быть речи, я только щупал этот
материал. Все это было заложено в училище, там для
меня была настоящая школа.
Потом были эксперименты: первые этюды, что-то
писалось с натуры. То есть потихоньку я начал
познавать материал – как он себя ведет, как им
можно оперировать. Параллельно с пониманием
этого появлялась какая-то манера письма.
Вдохновляли другие художники. Например, меня
вдохновляют французские импрессионисты. Они в
этом плане живые, свободные, где-то даже
революционные, новаторские. Меня привлекает
новаторство, но не лишенное фильтра, через
который они пропускают увиденное. Есть сущность,
характер, дыхание.
На основе опыта я формировался. И смелости тоже.
Потому что если чего-то бояться, не идти дальше,
не искать, то не найдешь.
– Вам никто не говорил, а может, вы сами
осознаете, что вы – дерзкий художник?
– Да, я достаточно дерзкий. В силу своего
темперамента, импульсивности я достаточно
импульсивный, и живопись у меня такая же. Я в
буквальном смысле танцую, даже когда пишу. Могу
это сопровождать полушаманскими звуками. То есть
открываю все свои возможные чакры, все, что во мне
есть.
– Я имею в виду иную дерзость. Некоторых
художников открывают в их солидном возрасте,
кого-то – вообще после смерти. Вы – молодой, а у
вас уже много выставок, ваши картины в коллекциях
разных стран.
– Это благодаря работе над собой. Иначе никак. У
меня нет агента, я вполне могу сам справляться со
своими делами. Мы все себе такие боги. Это не
принципиально, я вообще стараюсь не быть
принципиальным человеком по жизни. Это моя цель,
желание, мое действие.
– Если бы не живопись, чем бы вы могли
зарабатывать на жизнь?
– Думаю, чем угодно. Я нашел бы способ. Например,
строительством. Я люблю строить.
– То есть кладка кирпича?
– С удовольствием. Я с удовольствием занимаюсь
домашними делами, делаю ремонт. Если надо будет, я
познаю строительство дома.
– Чем можно измерить популярность художника:
количеством выставок, картин, их стоимостью?
– Всем перечисленным. Все в комплексе, все
взаимосвязано. Такова структура популярности, и
от этого никуда не деться.
– Вы часто дарите свои картины? Кто эти люди?
– Часто и с удовольствием. Это самые разные люди:
родители, друзья, знакомые, поклонники. Расстаюсь
с картинами абсолютно легко, не вижу крепкой,
неразрывной связи.
– В вашем доме висят ваши работы? Есть такие,
которые вы намерены передать детям, внукам?
– Да, есть в моем доме несколько работ, но без
каких-либо перспективных соображений на этот
счет. Так получилось, что моя нынешняя супруга,
будучи поклонницей моего творчества, когда мы
только встречались, приобрела две мои работы.
Теперь мы муж и жена, и у нас на стене висят две
уже наши работы. А специально я под настроение
могу повесить одну-две работы, а могу не вешать
вообще. Я к ним не привязан, хотя каждая работа –
маленький кусочек жизни, определенная энергия,
эмоция, одним словом – маленькая жизнь.
Каждая работа имеет для меня какое-то значение,
но не такое, чтобы испытывать чувство
дискомфорта, когда с ними расстаешься. Я рад,
когда картинам открыты двери, когда они попадают
в хорошие руки, в хорошие дома, на хорошие стены.
Они выполняют свою миссию, для чего, собственно, и
писались. В конечном итоге не для себя же я это
делаю, а для мира, для вас. Отчасти только для
себя, потому что я себя ищу, и это мне надо для
самоутверждения.
– Расскажите о «Февральском прорыве». Галерея
«Елисаветград» всех заинтриговала названием.
– Название действительно провокативное. Оно
родилось достаточно спонтанно, без каких-то
ссылок на сегодняшние события. Видимо, духом
навеяно. Мы к этому названию пришли вместе с
галереей. Я подумал: почему бы нет? Вполне
положительное название. Само слово «прорыв»
несет в себе что-то положительное. И чем-то оно в
наше время символично. Но остается место для
ассоциаций, которые возникнут у посетителей.
– Техника, в которой вы работаете – Alla Prima, –
предполагает быстрое написание картины.
Насколько быстро вы пишете?
– Да, картины пишутся здесь и сейчас. Я думаю, что
работаю довольно быстро в силу своей
импульсивности. «Пришел, увидел, победил» – мне
нравится это выражение. Есть в нем некая
мудрость. Если говорить о скорости, картину,
небольшую, я могу написать за сорок минут – час.
Такова моя энергия.
– На заказ пишете?
– Конечно. Это неотъемлемая часть творчества. Но
только если у нас с заказчиком совпадают
интересы. Если нет навязывания противоречивых
для меня моментов, если мы обоюдны, с
удовольствием выполняю заказ. И такой опыт у меня
был.
– А портреты есть?
– Бывают по особому вдохновению. Это отдельный
жанр. Я к нему в плане письма питаю не такое
стремление, как к пейзажу или натюрморту. Мне
достаточно восхищаться просто людьми. Я вижу
красивого человека, характерного. Иногда ради
интереса хочется попробовать, получится ли у
меня поймать определенный характер человека.
Бывает, что пробивает на это. В таком случае я
приглашаю этого человека или спонтанно
предлагаю написать портрет. И я пишу.
– По памяти тоже пишете?
– По памяти, с натуры, по впечатлениям. Я и мое
воображение – неразделимы.
– Какой отзыв о вашей выставке или работе был
самым неожиданным или запомнился
оригинальностью?
– На самом деле было много приятных отзывов. В
целом я рад, что люди говорят, будто мое
творчество оказывает положительное,
жизнеутверждающее влияние. Было высказано
примерно так: «Попадая на вашу выставку,
совершенно забываешь о том, что было до нее». То
есть человек забывает о проблемах, о ненужных
мыслях. «Работы наполняют своей гармоничностью»
– такие слова были употреблены. Я рад, что они
дарят сбалансированное, гармоничное настроение,
тепло. Наверное, в силу того, что я – миролюбивый,
жизнелюбивый, свободолюбивый человек. Созерцаю
наш мир и восхищаюсь им. Я счастлив, что у меня
есть способ, средство передать свои впечатления
от увиденного, поделиться своим состоянием. И
меня радует, что люди улавливают это состояние,
эту психологию, лирику, романтику, где-то
философию. Мне нравится так общаться, и что мы
находим общий язык. Взаимопонимание – это для
меня самый важный фактор.
– Вы в Кировограде впервые. Город посмотрели? Не
возникло желание запечатлеть на полотне?
– Впервые. Посмотрел. Пока что-то конкретное мне
не бросилось в глаза, что бы я хотел запечатлеть.
Но в целом город уже оставил во мне какие-то
настроения, впечатления. Причем я побывал в
некоторых музеях. Город по атмосфере очень
располагающий к себе. Уже есть впечатления,
которые, как правило, рождают какой-то плод.
Обычно из таких моих путешествий что-то да
рождается.
– Мы будем ждать. Для нас было бы большой честью
увидеть эмоции, которые вызвал наш город на вашем
полотне.
– Постараюсь оправдать ваши ожидания.
Выставка продлится в течение месяца. Не упустите
возможность согреться «Февральским прорывом». |